При работе с бисером чаще всего используются геометрические и растительные мотивы орнамента. Это можно объяснить тем, что геометрический орнамент наиболее легок в исполнении. Данный орнамент состоит лишь из кривых и прямых линий. Композиция орнамента с помощью чередования отдельных элементов и фигур, которые идут в ряд, расположенных по вертикали, горизонтали и диагонали. Самой используемой фигурой в составлении геометрического орнамента является ромб. Существует множество вариаций: продление стороны, пересечение диагоналей, присоединение маленьких ромбообразных элементов. Так же ромбы могут быть как основой всей композиции, так и дополнением к другим мотивам.
Если цветовая гамма изделия ограничена количеством цветов, то основное внимание в разработке композиции уделяется графическому моменту. Подобным образом решали композицию орнамента в тканях Италии и Турции еще в XV — XVII веках. Рисунок турецких тканей имел предельно стилизованное изображение цветов — гвоздики, гиацинта, тюльпана, шиповника, плодов граната, а также отличался четкой симметрией построения орнамента. А самым распространенным мотивом итальянского орнамента была так называемая готическая роза, корона, плод граната, а также плод ананаса.
Стилизованный орнамент больше приближался к геометрическому. Орнаменты в тканях эпох барокко и рококо в изобилии демонстрируют цветовое разнообразие, а также использование завитков, лент, бантов, фруктов. Композиционное решение дополняется архитектурными мотивами и изображением птиц. Обязательным условием создания рисунка является правильное соотношение размера бисера и обшиваемой площади рисунка. Исключением служат разве что тканые гайтаны, пояса и галстуки, площадь которых позволяет вышить бисером сложную живописную композицию.